суббота, 8 мая 2010 г.

«Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой...»


Он не дожил, не долюбил...


Он родился в маленьком городке Венёве. У него было счастливое безмятежное детство, была теплая речка Венёвка и бездонное синее небо, были старший брат и две сестры, которые очень любили младшего братишку. Потом была школа, техникум в Москве. Впереди ждала бесконечная, невозможно бесконечная и счастливая жизнь. Разве может ждать мальчишку другая жизнь?..
Все мы в молодости верим, что впереди ждёт только счастье и что оно будет бесконечным и безмерным.
Его жизнь оборвалась жарким августовским днём 1942 года.
Он не успел... Он НИЧЕГО не успел... Ему было всего 19 лет.
Он не успел полюбить, не успел пожить, не успел совершить подвиг.
Он погиб едва доехав до места назначения. Эшелон попал под бомбёжку.
Его звали Юрий Сивов.
Его старшие брат и сёстры прожили долгую жизнь. За себя и за него...
Одной из сестёр была моя мама. К началу войны она уже жила во Владивостоке и подробностей о гибели брата не знала. У мамы сохранилась лишь одна маленькая карточка Юрика. На обратной стороне карточки написаны дата рождения и дата смерти.
Несколько лет назад я решила найти хоть какие-нибудь сведения о моем дяде.
Из справки, полученной из Архива военно-медицинских документов: «получил осколочное ранение черепа, по поводу чего находился на излечении с 12 августа 1942 г. в 516/49 МСБ, в котором умер 17 августа 1942 г. Место погребения не указано».


Следующей была справка из Центрального архива МО РФ, в которой было написано:
«…похоронен: лес 1 км восточнее д. Выползово Полавского р-на Ленинградской обл. (сейчас Парфинского р-на Новгородской обл.)»
Я написала письмо с просьбой о помощи в отдел народного образования этого района. Примерно через месяц пришёл ответ от руководителя школьного музея поселка Пола Ивановой Галины Ивановны. Письмо очень большое и обстоятельное с приложением немецкой карты местности. Привожу лишь часть этого письма:
«Сивов Юрий Иванович действительно воевал и погиб в нашей местности. В деревне Выползово нет воинского захоронения, но оно есть в соседней деревне Сельцо, что находится в 1км юго-восточнее. Его имя значится под номером 325 этого захоронения. Вообще, 1941-42г.г.- самые страшные годы в нашей местности, так как это был период оккупации. Немцы заняли эту территорию уже в августе 1941 года и удерживали ее до весны 1942. Обе стороны - и наши и немцы- были крайне заинтересованы в том, чтобы стоять здесь, во что бы то ни стало. Дело в том, что через Полу и Сельцо проходит железная дорога на Москву и Ленинград. Обе воюющие стороны остро нуждались в подвозе продовольствия, боеприпасов и свежих сил для подкрепления. Бои здесь были страшные. Наверное, не зря известный поэт Михаил Матусовский, воевавший здесь и освобождавший наш поселок, написал такие строки: «Я знаю теперь, где кончается свет - на Северо - Западном фронте». На территории Полавского сельсовета находится 11 памятников и обелисков. Здесь захоронено более2880 человек. Это больше, чем проживает ныне.
... В деревне Сельцо находилось несколько медсанбатов, куда поступали раненые бойцы с близлежащих боевых позиций. Так как Вы указываете, что Ваш дядя умер от ран в августе, то, по всей видимости, ранен он был именно во время вот этого наступления на Старую Руссу. Хотя можно предположить и ранение во время постоянных авианалетов и бомбежек на железной дороге. Сейчас более точно определить это уже не удастся, к сожалению».

С письмом Галина Ивановна прислала снимок плит на воинском захоронении.
Там есть фамилия Сивова Юрия.


А сколько их было, таких мальчишек, которые не успели, не долюбили и не совершили подвигов.
Подвигом стала их короткая, очень короткая жизнь, отданная за то, чтобы мирно жили мы.

1 комментарий: