суббота, 28 августа 2010 г.

Клумба настурций – палитра цветов...


В.Евсеев
Клумба настурций – палитра цветов:
белый и желтый, оранжевый, красный,
в крапинку пестрый и цвета бордо –
чистых цветов и оттенков неясных...

Видимо осень – художник прекрасный
красок осенних создал арсенал,
ветер его разбросал несуразно,
свой соблюдая простой ритуал.

Брызгами краски повсюду попал:
листья желтеют рябины и кленов,
листик малины как ягоды ал,
больше пока все же листьев зеленых...

Серыми днями пейзаж немудреный
лишь оживляется клумбой цветов,
словно от Бога подарок влюбленным.
Клумба настурций – палитра цветов...


В этом году из-за того что я была в отъезде, на балконе цвели только мои любимые герани. А прошлым летом было безумное цветение настурций, под впечатлением от которого вышила эти цветы. Год вышивка пролежала без оформления, сейчас я сделала такую подвеску. Полоски по бокам из-за недостаточного размера канвы. Шнурок сплела из старых запасов мулине. Теперь и зимой у меня будет цвести настурция.


Современное латинское родовое название - Tropaeolum - было дано К. Линнеем. Разглядывая настурции, Линней пришел к выводу, что их листья очень похожи на щиты воинов, а цветки — на обагренные кровью шлемы побежденных врагов, вывешенные на колоннах, которые в ознаменование победы устанавливали римские воины на поле брани. Назывались такие колонны — tropaeolum.
Настурция имеет и еще одно имя - капуцин, которое прижилось в основном в Германии. Своеобразная форма шпорца цветка послужила отправной точкой для этого названия — салат капуцинов (Kapuzinerkresse). Капуцин и капюшон - слова-братья, и католический орден капуцинов получил свое название от cappuccio - остроконечного капюшона, непременного атрибута одеяния монахов. Итак, пока одни усмотрели в облике настурции военные доспехи, другие видели в форме чашечки цветка монашеские капюшоны — символ удаленности от суеты мирской жизни.
У обычных садовых настурций съедобны все части растения, кроме корней. Богатые витамином С свежие молодые листья и стебли придают некоторую пикантность салатам и сэндвичам, экстракты из цветков вводят в сыры и сливочное масло, на цветках настурции настаивают уксус, их фаршируют различными начинками, а также используют как съедобное украшение в салатах, супах и напитках. И, наконец, высушенные, очищенные и размолотые семена обладают пряным перечным вкусом и используются в качестве приправы к самым разнообразным блюдам (говорят, что во многих странах достаточно активно использовали размолотые семена настурции вместо черного перца во время второй мировой войны).
Сведения отсюда

пятница, 20 августа 2010 г.

Без воды и не туды и не сюды


Как-то за последние годы владивостокцы подзабыли грустные времена, когда периодически из кранов исчезала вода, и ее подвозили к домам цистернами. Плановые отключения на сутки не в счет, все понимают, что трубы ни к черту, все гнилые, их надо менять.
Три дня назад с неприятным удивлением обнаружила, что краны пересохли. Ничего страшного: безводные годы приучили меня держать дома стратегический запас в виде 4-ведерного бака, на сутки хватает вполне, особенно, если не мыть ничего и не стирать. Но в этот день я решила, что пора заняться овощными заготовками, купила гору помидоров и перца. "И это не беда" - подумала я, наивно полагая, что безводье продлится максимум до вечера. Но тут меня разочаровала дочь, сообщив, что отключение продлится до следующего утра, т.е. без воды сидеть сутки.
Наступило утро следующего дня, краны хранили безмолвие, становилось не по себе, стратегический запас таял, вернее смывался, несмотря на жёсткую экономию. К вечеру пошла в магазин за водой - пить-то хочется, там услышала новость "Воды не будет ещё сутки!" Плановый ремонт водоканала, закончился аварией.
Утро третьего дня. Из крана пошла вода! "Ура!"- обрадовалась я - "Перемою посуду, овощи, себя и сварю томатный соус (для которого и покупались овощи).
Но, к сожалению, уже несколько часов из крана течет мутная жидкость бурого цвета.
Будем ждать. А пока мыть ничего нельзя пойду повышиваю - это успокаивает.

А вышиваю я вот такую картинку. Мне нравится этот букет, такой позитивный и очень летний. Наступит осень, потом придёт зима, а у меня на стене (или на диване?) будет привет из лета. Вышиваю на канве Aida №14, нитки Гамма по подбору.

воскресенье, 15 августа 2010 г.

15 августа 1990 года в автокатастрофе погиб Виктор Цой.
Я не была его ярой поклонницей, но многие его песни мне нравились. И, когда на одной из экскурсий я увидела "стену Цоя", не смогла пройти мимо.

суббота, 14 августа 2010 г.

Кружево наличников


Смотрят дома на мир глазами-окнами. А чтобы глаза не были безликими и одинаковыми, люди с давних пор украшали их резными наличниками. Первоначально резьба носила культовый характер. Древние славяне наносили на свое жилище языческие знаки призванные оберегать жилище, обеспечивать плодородие и защиту от врагов и природных стихий.
В дальнейшем, религиозный смысл деревянной резьбы утрачивался, но традиция придавать различным функциональным элементам фасада дома художественный вид осталась до сих пор.
Организованные экскурсии хороши, но иногда надо просто походить по полюбившимся местам не спеша, вглядываясь в каждый дом. Очень жалею, что была этого лишена. Совсем немного удалось заснять наличников на маленьких улочках, сохранивших былую красоту. Делают резные наличники и на новых домах. Они тоже вошли в мою коллекцию.













Снимки сделаны в разных городах. Пусть за этими окнами всегда живёт счастье.

вторник, 10 августа 2010 г.

Пусть к вам придёт Белая Корова!


Что за корова такая и зачем она к нам придёт?
Есть в Мышкинском районе Ярославской области село Мартыново, и живут там кацкари.
Кто такие?
Сначала немного древней истории.
По легенде, во время нападения на Русь монголо-татар все, кто вышел сражаться с ними, погибли.
Некому было хоронить героев – так и лежали они без погребения, и уже разлагались, и стоял смрад великий, и воды напились смертельным трупным. Немногие уцелевшие люди страдали от жажды.
Всех спас какой-то сообразительный мужичок. В русле реки нашел он родник – студеная водица била со дна, но тут же мешалась с отравленной речною водою. Тогда взял он кадушку – большую деревянную бочку, – выбил днище и посадил на родник. Ядовитую воду вычерпал, и вскоре наполнилась кадушка чистой ключевой водой. Все туда ходили, говоря: «Пошли на кадку!»
Потому и назвали реку Кадка. И местность, по которой она течёт, тоже Кадка назвали. А жителей кацких поречин – кацкари.
Кацкари – люди русские, да непростые: себя называют кацкарями, а всех остальных – «заволосные», то есть за волостью Кадкой живущие.

У кацкарей есть собственный диалект, традиции и древние языческие мифы. Главный миф – о Белой Корове, живом воплощении солнца – наследие первожителей здешнего края финноугров. Тепло и свет, радость и достаток, да и сама жизнь – все это дары Белой Коровы. О том, кто счастливо живет, кацкари говорят: «Ну, к нему белая корова пришла!», а старинное приветствие звучало так: «Пусть к тебе белая корова придет!»
Кацких диалектных слов, например, около 2000, и если «бахорить по-кацкие, заволосные-то не больнё и смустят, про што розговор». Кацкий фольклор представлен «прибайкям» (небольшими стихами), «укоронам» (мифами) и «коменничаньями» (пьесами деревенского театра).
В школах помимо русского иностранного языка дети изучают и кацкий диалект.
В 1992 году вышел первый номер “Кацкой летописи”, деревенской газеты (впоследствии она доросла до журнала с тем же названием. Собственное издание с краеведческой тематикой помогло селянам вспомнить дедовские обычаи и утвердиться в понимании того, что они не просто русские, они – кацкари. А все остальные – “заволосные”, то есть живущие за пределами волости, их родной Кадки.
В 1999 году кацкие энтузиасты зарегистрировали некоммерческую организацию “Клуб “Кацкая летопись”. Год спустя это сообщество выкупило у 87-летней старушки Александры Григорьевой, переезжавшей к детям и внукам в Рыбинск, деревенскую избу под музей. Бабушка с удовольствием продала им дом, хотя другие покупатели предлагали заплатить за него больше. Но Александре Ивановне было приятнее осознавать, что в ее доме будет самый настоящий музей, а не чья-то дача.
Гляженные (туристы) знакомятся с деревенским бытом: здесь и русская печь, в которой не только готовили еду, но и мылись. Выгребали сажу, подстилали соломки и парились! А когда вылезали из печки, окатывались водой. Бани у кацкарей появились сравнительно недавно – после Великой Отечественной войны.
Что ещё мы видели? В амбаре и избе – предметы крестьянского быта, кухонная утварь. Можно посмотреть, как воду на коромысле носили, да как бельё катали. Тут и прялка, и зыбка, в которой деток качали. А чего стоит утварь, плетенная из корня сосны! Насмотревшись вдоволь гляженные (Вы уже помните, кто это) приглашаются в горницу к накрытым столам. Но перед угощением они становятся участниками коменичанья (забавного представления), которое показывают сотрудники музея. Артисты вовлекают в представление, которое идёт на кацком диалекте, и гостей. Слова-то мудрёные, но
вскоре можно понять, о чём речь. После представления – угощение из русской печи: кртошечка с топлёным молочком и чай с пирогами. Всё своё, всё вкусное.
Кстати, здесь же в музее можно купить и пирогов (очень вкусных), и свеженького творожка, квасу медового.
Мой фотоаппарат в этот день бастовал, удалось сделать только снимок музея, поэтому часть экспозиции - скан из книжки.




У меня на память о деревне Мартыново остался этот колокольчик-бычок и маленькая разделочная досочка, конечно, с Коровой.




Были ещё и коровки-магниты, но не успела их сфотографировать - раздарила. А главное – самые теплые воспоминания.
Ну, и напоследок – миф о Белой Корове – покровительнице кацкого стана.

Сонцо-Белая Корова


Зимой ли в стужу, в лето ли-неслетьё, в вёсеннюю ли бездорожь или при осенниех хизах – всёгда при струшненьях Сонцо-Белая Корова. С бёла до тёмки маскалит Белая Коровушка по нёбёсной глобке, зыкая на земь солнешную светлядь. Так было всёгда и так будёт впредь, покудова стоит наш мир, и самую крепкую клятву обязательнё бают на Сонце-Белоей Корове.

Светлядь с теплядью, радость да именьё, да и сама жизнь – всё ето передати Белоей Коровы. О том, хто щастливо живёт кацкари сглумяна бахорят: «Ну, к нёму Белая Корова примаскалила!», а глумяноё кацкоё здорованьё звучало так: «Пускай к тёбе примаскалит Белая Корова!»

А на зёмле, на кацкиех дворах, живут серёди людей еёные младшие сёстры – зёмные коровушки, такие жо мантурицы, дающие благополучие. Когда-то в кацкиех сёленьях обязательнё старалися завёсти онну на всех белоплёкую корову. Доглядывали: коли она вперёди стада с пастушни возвращалася – быть завтрашнему нню солнешныем, а делу подашливыем.

Баять, бахорить – говорить; глобка – тропка; глумяной – древний; зыкать – носить; мантурица – труженица; маскалить – идти; неслетьё – холодное и дождливое лето; хиз – ветер.

Подробнее здесь

Пусть к вам придёт Белая Корова!

суббота, 7 августа 2010 г.

Дарить или не дарить?


Дарить или не дарить рукодельные штучки. Если дарить, то кому? Собираясь в дальнюю дорогу я, зная, что предстоит несколько встреч, приготовила разные рукоделки. Может они выполнены не слишком квалифицированно, но делала их от всего сердца. Хотелось оставить память о встрече. Я думала, что важно внимание, что с подарком передаю и частичку сердца.
На деле вот что вышло. Три подруги приняли подарки с благодарностью. От этих встреч остались самые приятные воспоминания, надеюсь, что и они будут вспоминать меня, глядя на мои безделушки.
Родственница в Москве сказала, что напрасно я всё везла. У неё всё есть. И, если я хочу, то могу то, что предназначалось для неё, подарить кому-то другому. В конце-концов, всё, что я подарила ей, осталось у неё. А у меня в душе остался горький осадок. Ведь делала всё с любовью, ещё и дочь помогала, чтобы всё успеть.

Сумку подарила подруге студенческих лет. Она живёт в Тольятти. В прошлом году Зоя увидела у меня сумку, захотела такую же. Вот специально для нее сшила. Надеюсь, что пришлась по вкусу.


Одну из вышивок отдала мне дочь, она же помогала делать пинкипы.

Всё уже подарено, я уже полмесяца дома, а нет - нет да и всплывёт вопрос:
"Так дарить или нет? А если дарить, то кому?"

пятница, 6 августа 2010 г.

Мышкин... Мышкин? Мышкин!


Что такое Мышкин? Почему Мышкин? Название это я услышала впервые несколько лет назад. Узнала, что есть такой городок на Волге, населённый самыми разными мышами: настоящими, сшитыми, глинянными, вязаными, валяными и из чего только не сделанными. И захотелось мне увидеть этот городок собственными глазами.

Когда в этом году я составляла план поездки, конечно, вошёл в него и Мышкин.
Мышкин был самым маленьким из городов, в которых удалось побывать, но почему пишу о нём первым, почему он запомнился больше других мест и вспоминается с теплотой и улыбкой? А вот именно потому, что вызывает именно эти чувства: теплоту и радость.
Из Википедии:
«Мышкин — город (городское поселение) в России, административный центр Мышкинского района Ярославской области.
Население по данным на 1 января 2009 года составляет 5790 человек.
Мышкин расположен на левом, высоком берегу Волги, напротив впадения реки Юхоть.»

Как-то раз один князь после охоты прилег отдохнуть на высоком берегу Волги. Он проспал несколько часов, а разбудила его мышка, пробежав по его лицу. Князь вначале разгневался, но затем заметил подползавшую змею. Мышка спасла ему жизнь! Тогда он собрал дружину и велел построить на этом месте часовню во имя Святых Бориса и Глеба. Вокруг храма возник город и стал называться Мышкин.
Такова легенда. Можно верить ей, можно не верить - все равно ни доказать, ни опровергнуть невозможно. Факты же говорят о том, что люди на месте современного Мышкина жили еще в V-III тысячелетиях до нашей эры.
В маленьком провинциальном городе работает с десяток разных музеев, небольших по величине, разных по тематике, но одинаково интересных.
Об одном жалею, что очень коротким было посещение этого дивного места. Сюда надо ехать на целый день, а лучше на несколько.

В центре города расположен новый Мышиный дворец.

Гостей, как и положено, вначале встречают стражники, которые настроены довольно дружелюбно и пропускают в царские палаты.

Вскоре выходят Царь с царицей, и поприветствовав гостей, рассказывают об истории города и Мышиного царства.

На стене – карта царства.

В залах дворца множество мышей, которых никто не боится,


а также большая коллекция медведей. Почему медведей? Так ведь Мышкин расположен в Ярославской области – медвежьем краю, и на гербе области – медведь. Так что без семейства Косолапых не обойтись.

Побывали мы и на мельнице.


В маленькой кузнице.

В гончарной мастерской можно посмотреть, как на ваших глазах из куска глины рождается произведение искусства.


В музее валенок.






Монумент в честь 60-летия великой победы.
Уставший солдат, прошедший пол-Европы идёт домой. Он видит церковь родного города – он дома. На левой гранитной стене расположены бронзовые барельефы мышкинцев - Героев Советского Союза и списки жителей Мышккна, погибших на фронтах Великой Отечественной войны -382 человека.
На гранитном постаменте установлена бронзовая «Книга памяти» с краткой надписью: «На фронт из Мышкинского района ушли 7623 человека, из них погибли, умерли от ран, пропали без вести 4654 человека».

На стенах из черного гранита выгравированы строки подлинных писем И. Ф. Орлова, прошедшего две войны. Иван Филлипович, отец пятерых детей, был призван на фронт 3 сенятбря 1941 года, погиб 26 октября 1942 в боях за Сталининград. Его боьшая семья бережно сохранила все сорок отцовских военных писем. Письма эти являются необыкновенно душевным, человеческим документом Истории. В них нет рассказов о военных действиях. Здесь только забота о семье, как пишет солдат, “временно осиротевшей”.

Погуляйте ещё по маленькому уютному Мышкину





Постойте на высоком волжском берегу, на котором героиня Вии Артмане ждала Фёдора (Евгения Матвеева) в фильме «Родная кровь».
Влюбитесь в Мышкин и, если будет возможность, непременно побывайте в этом маленьком уютном городке!


Наверное, я утомила вас прогулкой по Мышкину? Тогда отдохните, а я буду готовить следующее сообщение, пока не решила, о чём. Может о поездке к подруге в Тольятти, а может о коломенской пастиле или о белой корове.