вторник, 10 августа 2010 г.

Пусть к вам придёт Белая Корова!


Что за корова такая и зачем она к нам придёт?
Есть в Мышкинском районе Ярославской области село Мартыново, и живут там кацкари.
Кто такие?
Сначала немного древней истории.
По легенде, во время нападения на Русь монголо-татар все, кто вышел сражаться с ними, погибли.
Некому было хоронить героев – так и лежали они без погребения, и уже разлагались, и стоял смрад великий, и воды напились смертельным трупным. Немногие уцелевшие люди страдали от жажды.
Всех спас какой-то сообразительный мужичок. В русле реки нашел он родник – студеная водица била со дна, но тут же мешалась с отравленной речною водою. Тогда взял он кадушку – большую деревянную бочку, – выбил днище и посадил на родник. Ядовитую воду вычерпал, и вскоре наполнилась кадушка чистой ключевой водой. Все туда ходили, говоря: «Пошли на кадку!»
Потому и назвали реку Кадка. И местность, по которой она течёт, тоже Кадка назвали. А жителей кацких поречин – кацкари.
Кацкари – люди русские, да непростые: себя называют кацкарями, а всех остальных – «заволосные», то есть за волостью Кадкой живущие.

У кацкарей есть собственный диалект, традиции и древние языческие мифы. Главный миф – о Белой Корове, живом воплощении солнца – наследие первожителей здешнего края финноугров. Тепло и свет, радость и достаток, да и сама жизнь – все это дары Белой Коровы. О том, кто счастливо живет, кацкари говорят: «Ну, к нему белая корова пришла!», а старинное приветствие звучало так: «Пусть к тебе белая корова придет!»
Кацких диалектных слов, например, около 2000, и если «бахорить по-кацкие, заволосные-то не больнё и смустят, про што розговор». Кацкий фольклор представлен «прибайкям» (небольшими стихами), «укоронам» (мифами) и «коменничаньями» (пьесами деревенского театра).
В школах помимо русского иностранного языка дети изучают и кацкий диалект.
В 1992 году вышел первый номер “Кацкой летописи”, деревенской газеты (впоследствии она доросла до журнала с тем же названием. Собственное издание с краеведческой тематикой помогло селянам вспомнить дедовские обычаи и утвердиться в понимании того, что они не просто русские, они – кацкари. А все остальные – “заволосные”, то есть живущие за пределами волости, их родной Кадки.
В 1999 году кацкие энтузиасты зарегистрировали некоммерческую организацию “Клуб “Кацкая летопись”. Год спустя это сообщество выкупило у 87-летней старушки Александры Григорьевой, переезжавшей к детям и внукам в Рыбинск, деревенскую избу под музей. Бабушка с удовольствием продала им дом, хотя другие покупатели предлагали заплатить за него больше. Но Александре Ивановне было приятнее осознавать, что в ее доме будет самый настоящий музей, а не чья-то дача.
Гляженные (туристы) знакомятся с деревенским бытом: здесь и русская печь, в которой не только готовили еду, но и мылись. Выгребали сажу, подстилали соломки и парились! А когда вылезали из печки, окатывались водой. Бани у кацкарей появились сравнительно недавно – после Великой Отечественной войны.
Что ещё мы видели? В амбаре и избе – предметы крестьянского быта, кухонная утварь. Можно посмотреть, как воду на коромысле носили, да как бельё катали. Тут и прялка, и зыбка, в которой деток качали. А чего стоит утварь, плетенная из корня сосны! Насмотревшись вдоволь гляженные (Вы уже помните, кто это) приглашаются в горницу к накрытым столам. Но перед угощением они становятся участниками коменичанья (забавного представления), которое показывают сотрудники музея. Артисты вовлекают в представление, которое идёт на кацком диалекте, и гостей. Слова-то мудрёные, но
вскоре можно понять, о чём речь. После представления – угощение из русской печи: кртошечка с топлёным молочком и чай с пирогами. Всё своё, всё вкусное.
Кстати, здесь же в музее можно купить и пирогов (очень вкусных), и свеженького творожка, квасу медового.
Мой фотоаппарат в этот день бастовал, удалось сделать только снимок музея, поэтому часть экспозиции - скан из книжки.




У меня на память о деревне Мартыново остался этот колокольчик-бычок и маленькая разделочная досочка, конечно, с Коровой.




Были ещё и коровки-магниты, но не успела их сфотографировать - раздарила. А главное – самые теплые воспоминания.
Ну, и напоследок – миф о Белой Корове – покровительнице кацкого стана.

Сонцо-Белая Корова


Зимой ли в стужу, в лето ли-неслетьё, в вёсеннюю ли бездорожь или при осенниех хизах – всёгда при струшненьях Сонцо-Белая Корова. С бёла до тёмки маскалит Белая Коровушка по нёбёсной глобке, зыкая на земь солнешную светлядь. Так было всёгда и так будёт впредь, покудова стоит наш мир, и самую крепкую клятву обязательнё бают на Сонце-Белоей Корове.

Светлядь с теплядью, радость да именьё, да и сама жизнь – всё ето передати Белоей Коровы. О том, хто щастливо живёт кацкари сглумяна бахорят: «Ну, к нёму Белая Корова примаскалила!», а глумяноё кацкоё здорованьё звучало так: «Пускай к тёбе примаскалит Белая Корова!»

А на зёмле, на кацкиех дворах, живут серёди людей еёные младшие сёстры – зёмные коровушки, такие жо мантурицы, дающие благополучие. Когда-то в кацкиех сёленьях обязательнё старалися завёсти онну на всех белоплёкую корову. Доглядывали: коли она вперёди стада с пастушни возвращалася – быть завтрашнему нню солнешныем, а делу подашливыем.

Баять, бахорить – говорить; глобка – тропка; глумяной – древний; зыкать – носить; мантурица – труженица; маскалить – идти; неслетьё – холодное и дождливое лето; хиз – ветер.

Подробнее здесь

Пусть к вам придёт Белая Корова!

1 комментарий:

  1. Очень хорошее пожелание-"Пусть к нам всем придет Белая Корова!"
    Спасибо за красивые байки и мифы, интересно читать и светлеет на душе!

    ОтветитьУдалить