воскресенье, 30 августа 2009 г.

Подсолнух.



История подсолнечника уходит своими корнями в третье тысячелетие до нашей эры. Исследования показывают, что уже в то время, еще до "одомашнивания" злаков, цветок культивировался североамериканскими индейцами. Семечки его ели, использовали в качестве лекарства, вырабатывали красители. Инки поклонялись подсолнечнику, как священному цветку.
В Европу "Солнечный цветок" попал в 1510 году, его "дикарем" привезли испанцы из Северной Америки. Поначалу подсолнечником украшали клумбы и палисадники. Позднее из диких видов селекционеры получили крупноплодный сорт. Прошло почти 200 лет, когда в 1716 году в Англии, был зарегистрирован патент на получение подсолнечного масла. А первое упоминание о промышленном выращивании подсолнечника датируется 1769 годом.
В Россию цветок привезли из Голландии в XVIII веке. Однако, тут стоит оговориться. При раскопках древних городищ на территории Подмосковья, датируемых VII-V веками до нашей эры, находили семечки подсолнуха. А на стенках сосудов, где держали продуктовые запасы, сохранились остатки масла, очень похожего по своему составу на подсолнечное. Вероятно, наши предки знали и даже культивировали это растение, но по каким-то причинам цветок со временем забыли.
Так или иначе, подсолнечник отсчитывает свои года на Руси со времен Петра Великого. В течение первой сотни лет "жизни" в России цветок сажали, чтобы иметь "маленькое солнышко" на своем огороде, а "лузганье семечек на завалинке" было самым любимым отдыхом крестьян и купечества. Вельможи не жалели денег на устройство клумб с заморским цветком. В Москве его, как невидаль, выращивали даже у кремлевской стены.

Оскар Уайлд называл его символом эстетского движения, которое он сам и создал. В Италии поэты Эудженио Монтале и Габриэле Д’Аннунцио восхищались им в своих стихах, а на картинах Ван Гога подсолнухи - любимая тема. Подсолнух символизирует веселье и достоинство.

Греческий миф повествует о том, как Клития, дочь царя Вавилона, была покинута в любви богом-солнцем Аполлоном, поскольку он обратил свое внимание на ее сестру Левкотою. Ревность Клитии стала причиной смерти ее сестры. Сама она, отвергнутая богом, медленно умирала и превратилась в цветок, который всегда поворачивает свой лик к солнцу.



Довольно неожиданно, на современный взгляд, выглядит “Автопортрет с подсолнухом” Антониса ван Дейка, в котором художник недвусмысленно демонстрирует цветок зрителю, держа его в высоко поднятой руке. Во времена Ван Дейка подсолнух был еще сравнительно новым представителем флоры в Европе. Поскольку цветок не имел утвердившейся символики, заметив его свойство поворачиваться вслед за солнцем, по аналогии с давно известными ноготками (календулой), его стали считать символом солнца (Творца, монарха) и судьбы, а также верности. Ван Дейк включил цветок в портрет как символ непоколебимой преданности своему покровителю — английскому королю Карлу I.

Подсолнух - символ благодарности. Именно солнцу он обязан своей красотой, поэтому, выражая свою благодарность, он всегда раскрывается при его появлении, непрерывно поворачиваясь в направлении солнечных лучей.

2 комментария:

  1. Сколько всего интересного о подсолнухе. Очень красивый и полезный цветок. Когда бываю в Украине немогу налюбоваться огромными жёлтыми полями с высокими подсолнухами. :))

    ОтветитьУдалить
  2. Мне не довелось увидеть поля подсолнухов,а жаль. Но даже один или два сияющих золотом на фоне синего-синего неба - красота!
    Спасибо за внимание!

    ОтветитьУдалить