среда, 8 апреля 2009 г.

Мне часто снится старый дом

(продолжение)
Мой дедушка купил его в 1918 году для своей молодой семьи, в которой к тому времени уже было двое детей. Старшей Вере было 7 лет, а сынку Ванюшке исполнился годик. В новом Доме в 1919 году появилась на свет младшая дочь Наташа.
Дом был построен из бруса и разделен на четыре равные части. Потом, когда семья стала разрастаться, к нему начали пристраивать кухоньки, верандочки, и прочие пристройки. К Дому прилегал большой огород. Город только формировался, и свободной земли было много.
В 30-е годы по соседству с Домом построили заводик «Реммаш» и большую часть огорода отобрали. К этому же времени относится и ещё одно печальное для семьи событие. Когда дети были маленькими, бабушка держала коров, голов восемь или десять. Однажды все коровы пали от какой-то болезни. Горько плакала бабушка, но стадо восстанавливать не стали, все пустыри вокруг уже было застроены, пасти коров всё равно было негде. Осталось бабушке заниматься домом, огородом и детьми.
Дедушка работал на железнодорожной станции. Улица, на которой стоял Дом, находилась рядом с железной дорогой, и ночную тишину разрывали гудки паровозов, да слышно было, как на стыках стучат колеса.
В 1947 году единственный сын Иван привёл молодую жену. Молодоженам выделили одну комнату с окнами на север. Вскоре сюда принесли маленькую дочь. Комната была очень холодная - печь, находившаяся в прилегавшей к ней кухоньке, плохо согревала помещение. Зимой в кухне за ночь замерзала вода. Позже, когда я уже собиралась идти в первый класс, папа сделал к кухне пристройку и утеплил её. Стало гораздо теплее. Я помню, как папа делал крышу на пристройке и весело отплясывал на ней, напевая песенку из популярного тогда индийского кинофильма «Бродяга».
У нас был небольшой огородик с несколькими грядками, на которых почти ничего не росло, потому что утром солнце загораживал Дом, а после обеда тень давал огромный ясень, росший на границе с соседями. Весной у нас цвела сирень, и белым облаком покрывался куст калины. Позже посадили яблоньку и вишенку. Мама любила возиться после работы в своём маленьком садике, в котором было много цветов. Полыхали огнём огромные восточные маки, радовали глаз разноцветные душистые флоксы, на огромные шапки которых прилетали стайки махаонов. Крыльцо закрывали густые плети вьюнков. Утро они встречали фиолетовыми граммофончиками, почти закрывающими листву. Солнце, поднявшись повыше, тоже хотело посмотреть на дивные цветы, но вьюнок стыдливо закрывал свои цветочки. Зато в пасмурные дни, такие частые летом в Приморье, вьюнок красовался весь день.
Это - я в 1955 году около дома. На снимке видно, что из себя представляла наша Амурская в то время. Маленькие домики, огороды. Сейчас ничего этого нет - стоят однотипные многоэтажки.
Пушка позади меня пусть не пугает. Очень часто грузы, приходившие на станцию, разгружались на нашей улице. Пушки, машины - было где поиграть!

Комментариев нет:

Отправить комментарий